В начало Мои работы Обо мне
ЕЛЕНА ЗАРУБОВА
Редко удается пересказать цвет астр, их горчащий осенний запах, пересказать прикосновение любимого человека...
Попробую наудачу раскрыть страницу в истории живописи, и это будет рассказ о мастере-живописце Елене Зарубовой (ЕЗ) - еще одна игра в термины и сопоставления - в лапту, чтобы поймать словом, как ладонью, ускользающую красоту зрительных образов ее картин.
Картины... их сюжеты просты, но ЕЗ изящна и тонка в мотивировке каждого цветоносного лепестка на поле холста. Она зажигает в окне, картине длящийся свет. Раздвигает шторы стены, а за ними , - "Летящие птицы, Вдвоем, Мозаика фонтана, Полет над радугой"... Много желтого прозрачного сна и синих задумчивых пространств. Мир подсвечен изнутри золотистым ожиданием чуда. Художник в своей повествовательной манере узнаваемо автобиографичен. Это ее сны-видения, это ее свет чувств открывается нам. Словно осыпалась пыльца с крыльев задумчивых птиц и улеглась так, что проступили образы. И так всегда , художник окрашивает пространство-невидимку своим цветом и оно становится видимым для нас.
Мо Ди задолго до рождества Христова призывал осуществлять принцип всеобщей любви, подразумевая углубленное созерцание через любовь к живому , рядом. И ЕЗ своими работами ведет этот разговор о любви доверительно искренне. Я думаю, заглядывая в ее мир, что творчество - это процесс самообучения любви, перенос этого процесса на зрителя через живопись, со-творение красоты.
Еще важно отметить, шаг за шагом следуя по холстам ЕЗ, что смотрение на них - это пребывание за пределами повседневности в лаконичности и чистоте форм. Для ее работ характерно появление тонких элементов мира , мечтательность, нежность, сосредоточенность души. Птицы и Животные не просто разумны, они связаны с человеком непосредственно, они как будто и есть проявление его состояния.
Музыкальность. Цвет звучит-просвечивается, как будто переносятся светоносные элементы. Так после грозы проясняются небеса , проламываются солнечными ладонями, образуя сложную тонко-связанную цветовую гамму.
Модуляции света втягиваются в картину, отрешая от привычных черт. Как будто дано наблюдать другие небеса , чистую душу.
Спокойная живопись ЕЗ не стремится удивить, поразить или смутить зрителя. Она приглашает его вместе с ней обратиться к свету, заключенному в каждом из нас.
Когда-нибудь человека охватывает сиреневый сумрак. Воздух, воды, глаза - все наполнено одиноким миром, ожидающим рожденья нового чувства , случайного прикосновенья к сердцу...
Аристотель заметил, что искусство говорит не о случившемся, но о том, что могло бы случиться.
Это сны, это мечты, это любовь.
Приветствую хрупкий мир этого утонченного художника, уходя от его работ на улицу, где моральная ценность поступка определяется в зависимости от его практических последствий. Но на сердце светло золотится пыльца с задумчивых образов прозрачного мира.


Е. Поспелов.

 





На полотнах Лены Зарубовой часто изображено полное звезд небо, а глаза ее персонажей мудры и печальны. Ткань ее живописи мерцающая и нечеткая, словно в воспоминании или сновидении. В этом зыбком пространстве у человека есть друзья - птицы и животные, чаще всего коты и кошки. Ее картины - это грустные притчи о человеке и мире, который следует познать.

А. Чудецкая



Живопись Елены Зарубовой, московского художника поколения 1980-х гг.,узнаваема с полувзгляда. Настолько ярок и необычен творческий дар этого мастера. Ее работы искренни по своей природе, поэтому даже самый незамысловатый мотив с полуслова кисти обретает магнетическую силу неизъяснимого очарования, полного простых и вместе с тем глубоких чувств любви, гармонии, взаимопонимания, сострадания.

Образ мира, создаваемый художником, подчеркнуто нетронут: герои безмолвны, их шаг неслышим, природа божественна чиста. Весь мир словно замер, увидев в отражении самого себя, и ни одно движение не нарушает безмятежную гладь волшебного зеркала холста. Вся природа исполнена завораживающего единства, вся стихия приведена в уникальное, почти вселенского размаха равновесие, внутренне сосредоточенное и одновременно открытое вовне. Подобное состояние, абсолютно лишенное суеты повседневности и забот о всегда отдаляющемся будущем, ни один художник не смог бы передать, не ощущая его в полной мере.

Наперекор законам вещественной достоверности, разбившим некогда творческий мир на искусство конкретное и искусство абстрактное, Зарубова следует законам интуиции и воображения, приводя в работу хрупкий механизм подсознания, дающего только п р е д о щ у щ е н и е окружающей действительности, без оптических аберраций и следов искусственного вмешательства. При таком подходе картина мира предстает в неожиданных с точки зрения чувственной реальности формах, окрашенных в каждом случае глубоко личным переживанием.

Поэтому в произведениях Елены Зарубовой все так бесхитростно и неправдоподобно просто: люди летают, птицы и звери разгуливают сами по себе как ни в чем не бывало, занимая подчас первый план композиции. Здесь нет границ и чувство свободы безмерно. Здесь каждый может дотянуться до звезд и осветить ими свой дом. Волшебство происходящего разлито повсюду: в мерной, почти ритуальной, поступи женских фигур, бесплотных, почти детских, немыслимо невесомых, в изысканной грации задумавшихся кошек и собак, в ярком оперении райских птиц, в мерцающей гамме лилового, малинового, розового, бирюзового, голубого, оранжевого, расцветившей мир всеми красками радуги. Красота мира, запечатленная художником, сравнима лишь с магией снов, запахов, воспоминаний, в которых радость сливается с тихой грустью, навеянной предчувствием невозвратимости первоначала.

Что касается стиля, то живопись Е.Зарубовой, преломляющую в себе отзвуки средневековой культуры, традиции символизма и примитивизма, можно отнести к интуитивному постмодернизму, представленному, скажем, такими мастерами, как Вл. Яковлев, Л.Пурыгин. Но при всей условности любой стилевой тенденции, в том числе и названной, не возникает сомнений, что Елена Зарубова - одна из немногих художников, возвращающих искусству его исходное предназначение, а именно, быть одной из форм жизненной практики, дающей, возможно, единственный ключ к постижению происходящих во времени событий.

Инесса Курышкина




                «…Из предчувствий великих таинств
И из благоуханий лета
Ты – живая и необитаемая,-
Мною созданная планета…»

А.Виталь


   Художник Елена Зарубова – пример обретения «золотой середины» в эпоху крайностей. Ее место в искусстве четко определено - оно между самим собой внутренним и самим собой внешним. Как нельзя уйти в себя и пренебречь миром, так и нельзя погрузиться во внешнее, позабыв о себе. Сделаться понятным себе и людям – сложная, но увлекательная задача. И  Елена Зарубова с ней, на мой взгляд, прекрасно справилась.
    Судя по работам, художница осознает свой дар как прежде всего духовный. Она далека от какой-либо конъюнктуры, интуитивна и бесстрашна в своих поисках.

    Мягкий свет на полотнах Зарубовой - свет любви и покоя, обретенного счастья и умиротворенности – идет из глубины детства, из той поры, когда человек еще полностью слит с окружающей его вселенной. Когда мир населен говорящими животными, когда ночное небо усыпано взаправдашними бриллиантами, и по нему можно полетать верхом на птице или на облаке...
  С годами ощущение мистической слитности ослабевает. Все больше вовлекаясь в мир взрослый и светский, заменяя образы словами, символы –знаками, уповая только на интеллект, человек теряет связь с тем океаном, что некогда подпитывал его мечты. Научившись быть законопослушным гражданином, родителем, работником, он медленно, но верно отучается понимать мир, понимать себя. Но бессознательное никуда не делось, оно врывается в человека через сны и видения. Беспокоит, упрекает, зовет. «Чур меня!» - отмахивается человек и забывает: жить в забытьи проще. Хорошо выразила это поэтесса А. Виталь: «Разучились мы чувствовать пятками».

      На мой взгляд, творения Елены Зарубовой помогают зрителю ни больше, ни меньше – найти дорогу к океану первоначальных мыслеобразов и основных инстинктов, дорогу к самому себе внутреннему. Образы на ее картинах глубоко символичны и как таковые многозначны и мистичны. Они словно говорят: «А помнишь, когда тебе было пять, шесть, семь?..» Всмотритесь и вы обязательно все вспомните. Первую в жизни грозу с цветом неба как в «Яблоневом саду», бабушкин дом, к которому летит «Красная птица», запах свежесрезанных цветов и мамин облик из «Двух букетов»…
    И это будет своеобразным тестом на «окультуренность» – в той мере, в какой вы имеете доступ к бессознательному своего детства, вам и будут понятны работы Елены Зарубовой. Не обижайтесь, ведь еще А. Шопенгауэр сказал, что «произведения художников содержат клад глубокой мудрости. Каждый, кто созерцает художественное произведение, должен сам привнести в него нечто, чтобы обнаружить эту мудрость: он извлекает из каждого творения лишь столько, сколько позволяют его способности и образование». Я думаю, главное, что требуется для понимания работ Елены Зарубовой – это способность вернуться в детство. Ощутить себя пятилетним, босоногим, непослушным, убежать к океану, чтобы искупаться в прибое, глотая соленую воду, обсохнуть на берегу, а потом, слушая крики чаек и кидая камешки, рассмотреть очертания корабля на линии горизонта.

   Именно такое мировосприятие поможет вам обрести утраченную некогда цельность, восстановит связь с миром, срезонирует с глубоким и неисчерпаемым пластом души и наполнит жизнь новым смыслом.
    Открыв для себя древние истины, вы больше не сможете жить по-прежнему, не сможете остаться обыденным, правильным и скучным взрослым, потому что узнаете, что себя предавать нельзя, как нельзя предавать родителей, сестренку или братишку, собаку и кошку, живущих рядом, птиц, поющих на плече, свои сны и светлые детские мечты.
   Елена Зарубова дарит зрителям не просто память о детстве, но и способ детского мировосприятия – предельно эмоциональный, интуитивный, глубинный. У самой художницы отношение к созерцаемому особенное – теплое, проникновенное, наполненное трепетом и восхищением. Любовь существует, напоминает нам Зарубова, и бывает разной – сине-золотой, нежно-сиреневой, розовато-желтой, она отражается в разноцветных стеклышках, белой птицей парит над землей, брезжит в облаке сновидений и случается наяву. Нужно только захотеть ее увидеть, и, рассмотрев, сделать шаг навстречу – открыть свое сердце.
  Елена Зарубова творит, умножая сумму духовного в мире. Это ли не самая важная задача для художника и просто для человека?


Лилия Гарипова.